Подготовила и провела: воспитатель Губина Ирина Николаевна
Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русскими народными играми для детей дошкольного возраста и их значением.
Задачи:
- рассказать коллегам об истории, значении, функциях русских народных игр;
- познакомить с классификацией народных игр;
- дать рекомендации по использованию народных игр в детском саду.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа.
Народные игры – это кладезь народной мудрости, опыта и позитива. Эти игры пришли к нам с давних времен и передаются из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи, культура, язык.
Передавая национальные особенности через народные игры, мы воспитываем у детей чувство патриотизма, формируем уважительное отношение к культуре родной страны, любви и преданности Родине. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Для детей игра - это ведущий вид деятельности. Именно в игре ребенок познает мир, учится общаться, приобретает новые знания. Для взрослых - это забава, развлечение, а еще и средство воспитания подрастающего поколения, передачи им необходимого жизненного опыта.
Народные игры позволяют решать следующие задачи:
• развитие умений выполнять игровые образы (в играх драматизациях, обрядовых и сюжетных играх: «Краски», «Гуси, гуси»);
• развитие творческой индивидуальности; (это игры, которые помогают развивать творческую активность: «Море волнуется раз», «Где мы были, мы не скажем…», «Ровным кругом», «Волшебник», «Что делаешь?», «Фигуры»)
• развитие музыкального и эстетического вкуса (хороводные игры включают в себя «певалки», мелодичные песни);
• развитие всех психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления)
• формирование понимания красоты речи (игры с художественным словом: «Тень, тень, потетень».)
• формирование духовной сферы, патриотических чувств (дети, узнав информацию о русской природе, праздниках, обычаях, труде из игр, рисуют образ в своей голове и у них возникает чувство люби к своему краю, природе, родным людям. Нужно использовать игры родного края).
• развитие эмоциональной сферы (каждая игра несет в себе радость, задор, позитив, в них есть забавные шутки, прибаутки, песни, которые поднимают настроение, веселят играющих. Радость общения друг с другом).
• формирование физических качеств, здоровья;
(все игры в своем содержании имеют основные виды движения: игры с бегом, прыжками, метанием, игры на равновесие и др. В ходе игр все эти навыки и умения совершенствуются, развиваются физические качества: сила, быстрота, ловкость, гибкость, координация)
• формирование коммуникативных качеств;
(народные игры, в основном, это игры коллективные, где надо уметь слушать, подчинятся правилам, уважать мнение других.)
• приобщение к народной культуре, традициям.
Принципы народной игры:
Добровольность
Спонтанность
Договоренность
Отражает особенности развития общества в конкретный исторический момент.
Мир народных игр разнообразен. В основном это коллективные игры. Они просты и лаконичны в исполнении. Они могут быть подвижными и малоподвижными, с ведущим и без, с предметами и без предметов, с бегом, прыжками, метанием и др. основными движениями, простыми, переходящими и командными.
При организации и выборе игр учитываются следующие факторы:
возраст играющих детей;
место проведения игр;
количество участников игры;
инвентарь для игр; знание правил игры;
выбор водящего.
Классификация народных игр:
- Пальчиковые. Движения пальцев ребенка соединяются с короткими
ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.
- Игры-забавы. В этих играх необходимо проявить смекалку и
находчивость, быстроту и хорошую координацию.
- Игры-ловишки – игры, в которых воспитываются такие психофизические
качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие,
умение ориентироваться в пространстве.
- Хороводные игры - Это целый ряд детских игр, который основан на
соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется
в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в
песне. Песня тесно связана с народной игрой.
- Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ
всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры
воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
Бытовые. Игры, отражающие повседневные занятия наших предков -
«Быт русского народа».
- Состязательные игры. Игры, отражающие стремление детей стать
сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских
богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным
киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря:
веревок, мячей, шаров, палок, камешков
- Сезонно-обрядовые Игры проводятся в определенное время года.
Соответствуют русским народным праздникам.
Работая над данной темой, были сделаны картотеки игр по разным темам.
Сейчас я представлю вам несколько русских народных игр, в которые мы играем с детьми в детском саду.
1. Игра «ЯША»
Вначале с помощью считалочки выбирается водящий — «Яша». Ему завязывают глаза и сажают в центр круга. Остальные участники становятся вокруг него и водят хоровод, напевая:
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Ты грызешь орешки
Для своей потешки!
В это время «Яша» изображает, что грызет орехи. Когда песенка заканчивается, хоровод останавливается, дети хлопают в ладоши, и «Яша» встает. Его раскручивают и поют:
Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
После этого «Яша» должен с закрытыми глазами подойти к какому-нибудь игроку и на ощупь определить его. Играющим запрещено давать подсказки «Яше». Если угадать игрока удалось, то они с «Яшей» меняются местами, а если нет, то игра продолжается с тем же «Яшей».
2. Подвижная игра «Совушка»
Выбирают водящего - "совушку", остальные дети изображают птичек.
Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями.
"Совушка" сидит в дупле (обозначенное на площадке место).
Когда вожатый произнесет слово "Ночь", совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками.
Птички по сигналу "Ночь" должны остановится на месте и не двигаться.
Кто пошевелится, того "совушка" уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку.
Когда вожатый скажет "День", "совушка" прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой, начинают летать.
Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек.
Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.
3. Игра «Заморожу»
Дети образуют круг и вытягивают вперед ручки в варежках. Воспитатель идет по кругу и пытается дотянуться до детских ручек со словами «Ух, заморожу-заморожу». Дети же должны успеть спрятать руки за спину, что обычно приводит их в восторг. Если же взрослый дотронулся до кого-то - значит, его «заморозили».
Игра часто проводится на утренниках, хотя изначально являлась уличной забавой.