Адрес: 607007, Нижегородская область, городской округ город Кулебаки, с. Саваслейка, ул. Лесная, д. 1а
Телефон: 8(83176)71-2-35
Эл. почта: mdoy-20@mail.ru
Подготовила и провела: воспитатель Губина Ирина Николаевна
Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русскими народными играми для детей дошкольного возраста и их значением.
Задачи:
- рассказать коллегам об истории, значении, функциях русских народных игр;
- познакомить с классификацией народных игр;
- дать рекомендации по использованию народных игр в детском саду.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа.
Народные игры – это кладезь народной мудрости, опыта и позитива. Эти игры пришли к нам с давних времен и передаются из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи, культура, язык.
Передавая национальные особенности через народные игры, мы воспитываем у детей чувство патриотизма, формируем уважительное отношение к культуре родной страны, любви и преданности Родине. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Для детей игра - это ведущий вид деятельности. Именно в игре ребенок познает мир, учится общаться, приобретает новые знания. Для взрослых - это забава, развлечение, а еще и средство воспитания подрастающего поколения, передачи им необходимого жизненного опыта.
Народные игры позволяют решать следующие задачи:
• развитие умений выполнять игровые образы (в играх драматизациях, обрядовых и сюжетных играх: «Краски», «Гуси, гуси»);
• развитие творческой индивидуальности; (это игры, которые помогают развивать творческую активность: «Море волнуется раз», «Где мы были, мы не скажем…», «Ровным кругом», «Волшебник», «Что делаешь?», «Фигуры»)
• развитие музыкального и эстетического вкуса (хороводные игры включают в себя «певалки», мелодичные песни);
• развитие всех психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления)
• формирование понимания красоты речи (игры с художественным словом: «Тень, тень, потетень».)
• формирование духовной сферы, патриотических чувств (дети, узнав информацию о русской природе, праздниках, обычаях, труде из игр, рисуют образ в своей голове и у них возникает чувство люби к своему краю, природе, родным людям. Нужно использовать игры родного края).
• развитие эмоциональной сферы (каждая игра несет в себе радость, задор, позитив, в них есть забавные шутки, прибаутки, песни, которые поднимают настроение, веселят играющих. Радость общения друг с другом).
• формирование физических качеств, здоровья;
(все игры в своем содержании имеют основные виды движения: игры с бегом, прыжками, метанием, игры на равновесие и др. В ходе игр все эти навыки и умения совершенствуются, развиваются физические качества: сила, быстрота, ловкость, гибкость, координация)
• формирование коммуникативных качеств;
(народные игры, в основном, это игры коллективные, где надо уметь слушать, подчинятся правилам, уважать мнение других.)
• приобщение к народной культуре, традициям.
Принципы народной игры:
Добровольность
Спонтанность
Договоренность
Отражает особенности развития общества в конкретный исторический момент.
Мир народных игр разнообразен. В основном это коллективные игры. Они просты и лаконичны в исполнении. Они могут быть подвижными и малоподвижными, с ведущим и без, с предметами и без предметов, с бегом, прыжками, метанием и др. основными движениями, простыми, переходящими и командными.
При организации и выборе игр учитываются следующие факторы:
возраст играющих детей;
место проведения игр;
количество участников игры;
инвентарь для игр; знание правил игры;
выбор водящего.
Классификация народных игр:
ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.
находчивость, быстроту и хорошую координацию.
качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие,
умение ориентироваться в пространстве.
соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется
в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в
песне. Песня тесно связана с народной игрой.
всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры
воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
Бытовые. Игры, отражающие повседневные занятия наших предков -
«Быт русского народа».
сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских
богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным
киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря:
веревок, мячей, шаров, палок, камешков
Соответствуют русским народным праздникам.
Работая над данной темой, были сделаны картотеки игр по разным темам.
Сейчас я представлю вам несколько русских народных игр, в которые мы играем с детьми в детском саду.
1. Игра «ЯША»
Вначале с помощью считалочки выбирается водящий — «Яша». Ему завязывают глаза и сажают в центр круга. Остальные участники становятся вокруг него и водят хоровод, напевая:
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Ты грызешь орешки
Для своей потешки!
В это время «Яша» изображает, что грызет орехи. Когда песенка заканчивается, хоровод останавливается, дети хлопают в ладоши, и «Яша» встает. Его раскручивают и поют:
Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
После этого «Яша» должен с закрытыми глазами подойти к какому-нибудь игроку и на ощупь определить его. Играющим запрещено давать подсказки «Яше». Если угадать игрока удалось, то они с «Яшей» меняются местами, а если нет, то игра продолжается с тем же «Яшей».
2. Подвижная игра «Совушка»
Выбирают водящего - "совушку", остальные дети изображают птичек.
Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями.
"Совушка" сидит в дупле (обозначенное на площадке место).
Когда вожатый произнесет слово "Ночь", совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками.
Птички по сигналу "Ночь" должны остановится на месте и не двигаться.
Кто пошевелится, того "совушка" уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку.
Когда вожатый скажет "День", "совушка" прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой, начинают летать.
Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек.
Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.
3. Игра «Заморожу»
Дети образуют круг и вытягивают вперед ручки в варежках. Воспитатель идет по кругу и пытается дотянуться до детских ручек со словами «Ух, заморожу-заморожу». Дети же должны успеть спрятать руки за спину, что обычно приводит их в восторг. Если же взрослый дотронулся до кого-то - значит, его «заморозили».
Игра часто проводится на утренниках, хотя изначально являлась уличной забавой.
Приобщение детей к культурному наследию родной страны стало в последнее время очень актуальной темой. Ведь разрушение личности человека – это самая большая опасность, которая подстерегает общество в наше время. Подрастающее поколение не получает достаточного нравственно – патриотического воспитания, поэтому у детей искажены представления: о справедливости, доброте и милосердии. Современные люди утратили многие традиции и стремятся занять их у запада. Молодежь празднует праздники «Хэллоуин» и «День святого Валентина», которые не являются нашими традициями, а ведь у нас есть свои народные праздники. Например, «День Ивана Купалы», святочные гулянья, рождественские Колядки и т.д.
Дополнительным поводом обращения к данной теме является объявленный президентом РФ 2022 год – как «Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов».
Нематериальное культурное наследие – это совокупность форм культурной деятельности этноса, основанная на устном творчестве, традициях, обычаях, верованиях, представлениях о вселенной, природе и человеке. Сегодня к нематериальному культурному наследию относят: язык народа, национальные праздники, обряды, ритуалы, верования, навыки, традиционные ремесла и промыслы.
Приобщение детей к истокам родной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам русского народа. Чтобы возродить традиции русского народа нужно начать воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине. И начинать нужно с самого раннего возраста.
Огромную помощь в решении данной задачи нам оказывает музейная педагогика.
Музей решает задачи обще интеллектуального, социально-нравственного и общекультурного воспитания детей дошкольного возраста, формирования духовно развитой личности, возрождения, изучения и развития культуры путем погружения ребенка в традиционную культуру, сравнения с искусством и культурой других народов. Кроме того, средства и методы музейной педагогики включают культурное наследие в систему образования и воспитания, преодолевают разрыв между образованием и культурой, интеллектуальным и нравственным содержанием личности.
Большим подспорьем в данной работе выступает создание в дошкольных учреждениях мини-музеев. Любой музей имеет в своей деятельности ряд направлений.
Направления деятельности музея:
Работа музея должна строится с учетом ряда принципов
Принципы работы музея:
И если мы говорим о культурном и художественном наследии народа, то конечно же прежде всего речь идет о музеях народного быта.
Музеи народного быта расширяют представления детей об окружающем мире, знакомят с народной культурой, хранят словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.
«Стала девочка кудель прясть» - звучит красиво, но загадочно. Что такое кудель и что значит прясть?
«Села Баба Яга на лопату, а Ивашка раз и засунул ее в печь, а устье задвижкой прикрыл». На какую такую лопату? На садовую, что ли? Да и зачем на лопату садиться?
Даже сказки К.И. Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют деталями, с которыми современные дети не сталкиваются. Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань?
Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Не случайно музеи народного быта считают одной из форм работы по краеведению. Как правило, тесно связанные с краеведением, они воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.
Музей имеет ряд признаков. Основной признак любого музея, в том числе и музея в детском саду, - наличие фонда подлинных материалов, которые составляют его основу. Для создания музейной экспозиции привлекаются также разнообразные воспроизведения подлинников, вспомогательные материалы: фото- и ксерокопии, макеты, схемы и т.п. В практике иногда совершенно неправомерно музеем называют собрания копий тех или иных предметов, репродукций с картин, наглядных пособий, оформленных в виде выставок и уголков. Конечно, подобного рода выставки имеют известную познавательную и воспитательную ценность, но не представляют собой музея в настоящем смысле этого слова.
Таким образом, собираемые музейные предметы подразделяются на две группы:
Пополнению экспозиций нашего музея «Обережной куклы» способствовали проведенные: мастер-класс по изготовлению народных кукол-оберегов «Колокольчик», «Пеленашка».
Первая группа предметов и материалов должна составлять основной фонд, вторая – вспомогательный.
Как правило в детских садах созданию музея предшествует организация выставки, уголка, комнаты. По мере накопления новых материалов - подлинников и копий, расширения своей деятельности они постепенно перерастают в музеи.
Музей должен иметь соответствующее помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций.
Конечно, музей в детском саду должен быть живым, развивающимся организмом. Его фонды должны постоянно пополняться, а экспозиции систематически обновляться.
Сбор экспонатов для музея народного быта в детском саду и организация его экспозиций - дело непростое. Педагоги должны не только представить экспонаты, но и заставить их говорить с дошкольниками на понятном им языке. Задача эта решается разными способами, в том числе посредством создания интерактивных экспозиций, внутри которых ребенок (и любой посетитель музея) может ознакомиться с музейными предметами, не только увидеть, но и услышать, понюхать, пощупать. Для маленьких детей это особенно важно, так как мир открывается для них не через пассивное «видение», а через активное «делание». Для этого в музее должны быть созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта, орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель, взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек и т.д. Создать поле для подобной деятельности детей под силу опытным, увлеченным своим делом педагогам.
Исключительно важное место в работе музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание педагоги должны уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Занятия в музее желательно проводить с 10-12 детьми, т.е. по подгруппам.
В музейной работе следует активно использовать технические средства. Желательно иметь фонд звукозаписей, фотографий, диапозитивов, диафильмов и видеофильмов.
В младших группах даются названия предметов быта и демонстрируются способы действия с ними, в старших группах подчеркивается историческая преемственность музейных предметов с современными аналогами. Например, лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа, валек - чугунный утюг на углях - электрический утюг и пр. Обязательно показывается зависимость использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди — свечами и т.п.) и места их проживания (в лесистой местности в основном использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной - глиняная).
Организация занятий предполагает активность детей, им надо самим догадаться, для чего был нужен и как использовался тот или иной предмет. В помощь детям загадываются соответствующие загадки, предлагаются пословицы и поговорки.
Для большей доступности материала в экскурсионную работу могут вводиться игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях: Лиса, Медведь, домовенок Кузя, Баба Яга, а также сказительницы, ведущие (экскурсоводы в русских костюмах) и др. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.
Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятельности музея обеспечивают высокий педагогический эффект работы по приобщению детей к культуре своего народа.
Подготовила и провела: воспитатель Губина Ирина Николаевна
Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русскими народными играми для детей дошкольного возраста и их значением.
Задачи:
- рассказать коллегам об истории, значении, функциях русских народных игр;
- познакомить с классификацией народных игр;
- дать рекомендации по использованию народных игр в детском саду.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа.
Народные игры – это кладезь народной мудрости, опыта и позитива. Эти игры пришли к нам с давних времен и передаются из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи, культура, язык.
Передавая национальные особенности через народные игры, мы воспитываем у детей чувство патриотизма, формируем уважительное отношение к культуре родной страны, любви и преданности Родине. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Для детей игра - это ведущий вид деятельности. Именно в игре ребенок познает мир, учится общаться, приобретает новые знания. Для взрослых - это забава, развлечение, а еще и средство воспитания подрастающего поколения, передачи им необходимого жизненного опыта.
Народные игры позволяют решать следующие задачи:
• развитие умений выполнять игровые образы (в играх драматизациях, обрядовых и сюжетных играх: «Краски», «Гуси, гуси»);
• развитие творческой индивидуальности; (это игры, которые помогают развивать творческую активность: «Море волнуется раз», «Где мы были, мы не скажем…», «Ровным кругом», «Волшебник», «Что делаешь?», «Фигуры»)
• развитие музыкального и эстетического вкуса (хороводные игры включают в себя «певалки», мелодичные песни);
• развитие всех психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления)
• формирование понимания красоты речи (игры с художественным словом: «Тень, тень, потетень».)
• формирование духовной сферы, патриотических чувств (дети, узнав информацию о русской природе, праздниках, обычаях, труде из игр, рисуют образ в своей голове и у них возникает чувство люби к своему краю, природе, родным людям. Нужно использовать игры родного края).
• развитие эмоциональной сферы (каждая игра несет в себе радость, задор, позитив, в них есть забавные шутки, прибаутки, песни, которые поднимают настроение, веселят играющих. Радость общения друг с другом).
• формирование физических качеств, здоровья;
(все игры в своем содержании имеют основные виды движения: игры с бегом, прыжками, метанием, игры на равновесие и др. В ходе игр все эти навыки и умения совершенствуются, развиваются физические качества: сила, быстрота, ловкость, гибкость, координация)
• формирование коммуникативных качеств;
(народные игры, в основном, это игры коллективные, где надо уметь слушать, подчинятся правилам, уважать мнение других.)
• приобщение к народной культуре, традициям.
Принципы народной игры:
Добровольность
Спонтанность
Договоренность
Отражает особенности развития общества в конкретный исторический момент.
Мир народных игр разнообразен. В основном это коллективные игры. Они просты и лаконичны в исполнении. Они могут быть подвижными и малоподвижными, с ведущим и без, с предметами и без предметов, с бегом, прыжками, метанием и др. основными движениями, простыми, переходящими и командными.
При организации и выборе игр учитываются следующие факторы:
возраст играющих детей;
место проведения игр;
количество участников игры;
инвентарь для игр; знание правил игры;
выбор водящего.
Классификация народных игр:
ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.
находчивость, быстроту и хорошую координацию.
качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие,
умение ориентироваться в пространстве.
соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется
в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в
песне. Песня тесно связана с народной игрой.
всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры
воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
Бытовые. Игры, отражающие повседневные занятия наших предков -
«Быт русского народа».
сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских
богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным
киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря:
веревок, мячей, шаров, палок, камешков
Соответствуют русским народным праздникам.
Работая над данной темой, были сделаны картотеки игр по разным темам.
Сейчас я представлю вам несколько русских народных игр, в которые мы играем с детьми в детском саду.
1. Игра «ЯША»
Вначале с помощью считалочки выбирается водящий — «Яша». Ему завязывают глаза и сажают в центр круга. Остальные участники становятся вокруг него и водят хоровод, напевая:
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Ты грызешь орешки
Для своей потешки!
В это время «Яша» изображает, что грызет орехи. Когда песенка заканчивается, хоровод останавливается, дети хлопают в ладоши, и «Яша» встает. Его раскручивают и поют:
Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
После этого «Яша» должен с закрытыми глазами подойти к какому-нибудь игроку и на ощупь определить его. Играющим запрещено давать подсказки «Яше». Если угадать игрока удалось, то они с «Яшей» меняются местами, а если нет, то игра продолжается с тем же «Яшей».
2. Подвижная игра «Совушка»
Выбирают водящего - "совушку", остальные дети изображают птичек.
Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями.
"Совушка" сидит в дупле (обозначенное на площадке место).
Когда вожатый произнесет слово "Ночь", совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками.
Птички по сигналу "Ночь" должны остановится на месте и не двигаться.
Кто пошевелится, того "совушка" уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку.
Когда вожатый скажет "День", "совушка" прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой, начинают летать.
Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек.
Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.
3. Игра «Заморожу»
Дети образуют круг и вытягивают вперед ручки в варежках. Воспитатель идет по кругу и пытается дотянуться до детских ручек со словами «Ух, заморожу-заморожу». Дети же должны успеть спрятать руки за спину, что обычно приводит их в восторг. Если же взрослый дотронулся до кого-то - значит, его «заморозили».
Игра часто проводится на утренниках, хотя изначально являлась уличной забавой.
День Победы! День Победы! В небе праздничный салют. Отмечают этот праздник все вокруг – и там и тут. В детском саду «Ласточка» воспитанники группы раннего возраста «Гномики» сделали коллективную работу «Салют». Целью занятия было вызвать интерес к рисованию салюта в сотворчестве с педагогом. Малыши учились рисовать нетрадиционным способом – ставить отпечатки втулками.
Сегодня майский день и небо ясно, давным – давно закончилась война. Те, кто погиб – погибли не напрасно. За мир с лихвой заплачена цена. Дети старшей группы сделали гвоздики своими руками, чтобы возложить к памятнику Победы. Ребята выучили стихотворения, с героями Бессмертного полка мы прошли ровным строем, исполнили песню «Катюша», приняли участие в акции «Георгиевская лента».
По традиции состоялась музыкально – литературная гостиная «Победе посвящается…» В память об этой особой дате ребята исполнили танец с лентами и музыкальную композицию «Берёзы». В преддверии праздника была проведена экскурсия воспитателем Губиной Ириной Николаевной и старшим воспитателем Халеевой Оксаной Ивановной в музей боевой славы дома офицеров. Экскурсовод Кисиленко Валентина Николаевна рассказала ребятам о боевом пути гвардейского Керченского Краснознамённого авиационного полка.
Пожелать очень хочется мира для любой на планете страны, чтобы светлая сила хранила каждый дом от утрат и войны. Пусть детский смех разливается в каждом уголке земли, и война никогда не коснётся даже маленькой частички вашей жизни.