Тема периода «Лето. Насекомые» с 18.05 -22.05.2020 г.
Понедельник 18.05.20.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Божья коровка»
Цель: Учить детей рисовать выразительный образ насекомого.
Усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования - кисточка и ватная палочка. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым. Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворения о божьей коровке. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать природу.
Оборудование: Картинк) с изображением божьей коровки. Листы бумаги, вырезанные в форме листика и тонированные в зеленый цвет. Гуашь красная и черная. Кисточки и ватные палочки. Подкладные листы, неразливайки с водой, салфетки для промакивания кисточек.
Ход занятия:
Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях. (Показ картинки). Узнаете? Это божья коровка. Мы часто встречались с божьими коровками во время прогулок. Это жук, НАСЕКОМОЕ. Очень полезное насекомое. Божья коровка прогоняет тлю, которая портит яблоки, сливы и вишни.
Как нужно вести себя при встрече с этим насекомым?
К сожалению, не все люди стараются оберегать божьих коровок. Послушайте стихотворение, написанное Андреем Усачевым. В нем рассказывается история одной божьей коровки.
БОЖЬЯ КОРОВКА
Гуляла за городом Божья коровка,
По стеблям травинок карабкалась ловко,
Глядела, как в небе плывут облака.
И вдруг опустилась Большая Рука.
И мирно гулявшую Божью коровку
Засунула в спичечную коробку.
Ах, как тосковала в коробке бедняжка!
Ей снилась лужайка. И клевер, и кашка.
Неужто в неволе остаться навек?
Коровка решила готовить побег!
0, Боже! взмолилась несчастная крошка
И вдруг увидала за шторой окошко.
А там, за окном, все от солнца светло.
Но к свету ее не пускает стекло.
Однако коровка на редкость упряма:
Нашла, где неплотно захлопнута рама,
И вот вылезает она из окна.
Ура!
Наконец на свободе она! (Андрей Усачев)
1. Кто поймал божью коровку? Хорошо ли он поступил? Почему?
2. Как вы думаете, что чувствовала божья коровка, сидя в коробке, пытаясь
вырваться на волю? Когда оказалась на свободе?
3. Почему божья коровка так хотела вырваться из коробки и вернуться на
лужайку?
Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними вы - настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать.
Давайте лучше нарисуем божью коровку. Согласны? Тогда подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».
По цветку (раскрываются цветы из ладоней) ползет букашка выставить из левого кулака указательный палец и мизинец - это «усы» божьей коровки
На ней красная рубашка, накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью
Маленькая крошка, правой рукой погладить «божью коровку»
На спине горошки. указательным пальцем правой руки ставить точки на спинке «божьей коровке»
Стало тепло, зелено, все насекомые очнулись от зимней спячки, зажжужали-застрекотали. Думаю, мы сегодня сможем — нарисуем на этом зеленом листочке (показ листочка) божью коровку. Вот такую. (Показ выполненного рисунка-образца).
Они бывают разных цветов. Каких? Какой формы жук? Что у него есть? (Жук овальной формы, у него есть голова с усиками, лапки по три с каждой стороны, пятнышки на спине).
- Почему у жука спинка поделена надвое полоской? (Когда жук взлетает, то обе части спинки поднимаются в разные стороны, а из — под яркой спинки появляются крылышки).
Красную спинку удобно рисовать кисточкой.
Закрашивая спинку, помните, что кистью водим легко, только в одну сторону.
Затем кисточку тщательно промойте в воде и обмакните ворс кисточки о салфетку. Мы рисуем гуашевой краской, а она не любит лишнюю воду.
Теперь обмакните ворс кисточки в черную краску и нарисуйте голову Божьей коровки — полукруг. Закрасьте его.
Нарисуйте на голове усики. Сколько их? Два усика - две маленькие прямые линии.
Спинку Божьей коровки разделим пополам линией черного цвета. Ведите линию самым кончиком ворса кисточки.
Какого цвета у Божьей коровки точечки? Черного? Сколько их? Шесть. Удобнее рисовать точечки будет ватной палочкой.
Нарисуйте три точечки с одной стороны и три с другой.
Я думаю, Божьи коровки отлично получились у вас, ребята. Как настоящие, живые. Молодцы!
Мне очень хочется их посмотреть, жду ваших работ!
Вторник 19.05.2020
Речевое развитие
Развитие речи «Насекомые вокруг нас»
Цели:
1.Задачи на развитие познавательных способностей; обобщить представления детей о насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам.
2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
3. Воспитательные задачи: формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; закладывать основы экологического воспитания, воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Ход занятия:
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
- О каком времени года эта загадка? (Это весна)
- Почему вы решили, что это весна? (Зазвенели ручьи, в улей прилетела пчела…)
Кто появляется весной? ( насекомые…).
Каких насекомых вы знаете? ( муравей, пчела, и т.д.)
А какое время года наступит после весны? (лето)
Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Прослушивание стихотворения «Муравей»( обсудите с ребенком содержание стихотворения)
Муравей бревно несет,
Песню громкую поет:
"Я могучий муравей!
Я сильнее всех в траве!
Я легко несу бревно,
Хоть огромное оно!".
Муравьшка - не бездельник.
Целый день он в муравейник,
Носит, носит без заминки
Облетевшие хвоинки.
Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну, а вы продолжите.
Жук большой, а комар……..(маленький)
Бабочка летает, а гусеница……(ползает)
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике)
У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть).
Божья коровка маленькая, а улитка …(большая)
Пчёлы из нектара делают…(мёд)
У жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).
Физминутка. «Бабочка»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Беседа о появлении (рождении) насекомых.
Ребята, вам нравятся чудеса?
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать, и расти, когда она вырастает, превращается в куколку. Проходит время, из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?
- Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде.
- Чем питаются насекомые?
( цветочным нектаром, листьями растений)
- У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко.
- Какую пользу они приносят?
( Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
- Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
( переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
А теперь давайте покажем, как разговаривают насекомые?
Жу – жу – жу жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит гу - жу –гу – жу
Я любого разбужу.
Загадки о насекомых.
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья... (коровка)
У нее так много ног —
Сосчитать не каждый б смог.
В них такая путаница,
Их хозяйка — ... (гусеница)
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса)
Знают взрослые и дети —
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (Паук)
Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит... (муравей)
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас... (комар)
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая... (муха)
Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму... (пчела)
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает... (стрекоза)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик)
Где немытая посуда,
Там усач живет не худо.
И в кастрюли, и в стакан
Влезет рыжий... (таракан)
Итог занятия.
Вам понравилось наше занятие? Что вы сегодня узнали? Мы сегодня разговаривали о насекомых, насекомые бывают вредные и полезные. Они появляются весной и живут с нами все лето, осень, и исчезают с наступлением холодов. Вы сегодня такие молодцы. А сейчас наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание.
Среда 20.05.2020
Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений»
Повторение
Программное содержание
• Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
• Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.
• Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. 3 зайчика, 3 морковки, круг, квадрат, треугольник, поднос, колокольчик.
Раздаточный материал. Двухполосная карточка, 3 белочки, 3 орешка; круг, квадрат, треугольник .
Методические указания
I часть. Игровая ситуация «Угостим зайчиков морковкой».
На фланелеграфе ( на столе) – 3 зайчика.
Выясните у ребенка, как узнать, сколько зайчиков. (Посчитать.) Потом предложите посчитать зайчиков, напомнив правила счета. Побуждайте детей называть итоговое число вместе с предметом. (Один, два, три зайчика.) В случае необходимости помогайте. Затем уточните: «Сколько зайчиков?»
Предложите угостить зайчиков морковкой. Ребенок раскладывает морковку: под каждым зайчиком кладет одну морковку (одной морковки не хватает).
Поинтересуйтесь: «Сколько морковок? Сколько зайчиков? Три зайчика и две морковки – сравните, что больше. (Три зайчика больше, чем две морковки.) Две морковки и три зайчика – сравните, что меньше. (Две морковки меньше, чем три зайчика.)Какое число больше: три или два? Какое число меньше: два или три?»
Ребенок устанавливает равенство между зайчиками и морковками любым выбранным способом и объясняет полученный результат, опираясь на вопросы взрослого: «По сколько теперь зайчиков и морковок? Как получилось три морковки? (Как получилось два зайчика?)»
Помогайте детям сделать выводы: «К двум морковкам добавили еще одну морковку и морковок стало три». Или «От трех зайчиков убрали одного зайчика и зайчиков стало два».
II часть. Игровая ситуация «Угостим белочек орешками».
Упражнение проводится с использованием раздаточного материала (дети сравнивают количество белочек и орешков). Задания и вопросы аналогичны заданиям и вопросам I части.
III часть. Подвижная игра «Найди свой домик».
На полу лежат круг, квадрат, треугольник.
Ребенок берет с подноса по одной геометрической фигуре и называет ее форму и цвет. По сигналу начинают двигаться по комнате, по второму сигналу находит свои домик: у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату, у кого треугольник, – к треугольнику. Попросите ребенка обосновать свой выбор.
Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры местами, а дети обмениваются фигурами.
IV часть. Дидактическая игра «Где звенит колокольчик».
Ребенок закрывает глаза. Ведущий подходит к кому-нибудь и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик, и в случае правильного ответа становится ведущим.
Игра повторяется 3–4 раза.
Четверг 21.05.2020.
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Бабочка»
Программное содержание:
• Закрепить умение лепить симметричное изображение бабочки;
• Воспитывать любовь к природе, формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано ;
• развивать чувство цвета, умение подбирать цвета при составлении узора, получать радость от результатов коллективной работы;
Материал: иллюстрации с изображениями бабочек, пластилин, клеенки, дощечки, схемы лепки, стеки
Ход занятия:
- Орг. Момент
Побеседуйте с ребенком о насекомых
«Мы все любим родную природу, нас радует каждый цветок, зеленая трава, тенистое дерево, под которым можно спрятаться от жары. Нас окружают большие и маленькие друзья: домашние и дикие животные, в небе - птицы, в водоемах- рыбы, а на лугах- стрекозы, жуки, бабочки. Эти прекрасные и нежные создания мы можем увидеть только летом.
«Лето – прекрасное время года: над цветами летают бабочки – ярко-желтые лимонницы, белые капустницы, пестро-коричневые крапивницы. «Бабочки только тогда живут, когда им тепло. Чуть только станет холодно, ветрено, сыро – они впадают в особый сон: ничего не видят, не слышат, не чувствуют. И тогда все плохое проходит мимо. Нет в жизни бабочек тяжелых и пасмурных дней – только светлые, теплые, солнечные. Потому-то так беззаботно и весело порхают они над лугом. В последнее время бабочек становится все меньше. Гусеницы из которых вылупляются бабочки едят только одно и тоже растение. Выходит, что беречь надо не только бабочек, но и растения, а также все живое на земле».
Предложите слепить в технике рельефная лепка разноцветных бабочек.
«Как вы будете лепить бабочек (прикреплять пластилин на картон) Какого цвета будут бабочки (яркие, разноцветные). Прежде чем мы начнем выполнять работу, давайте подготовим пальчики». Можно взять такую схему или ребенок может сам придумать и нарисовать.
Пальчиковая гимнастика «БАБОЧКА»
Спал цветок - и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Руки соединить в области запястья крест на крест, пальцы опустить к низу. Помахать кистями изображая бабочку).
- Давайте попробуем слепить красивых бабочек.
Практическая часть.
Прочитайте ребенку стихотворение:
Бабочка, давай дружить
Бабочка! Давай дружить!
Веселее в дружбе жить.
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты!
Ну а дождь пойдет над садом,
Огорчаться зря не надо!
Ни о чем не беспокойся,
Под моей панамой скройся
А. Саркисов
Физкультминутка «Бабочка» (по необходимости)
Бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покрутилась,
Три - качнулась
И к цветочкам полетела.
Подведение итогов.
Кого мы сегодня с вами лепили? (бабочек)
В какой технике выполняли бабочку? (рельефная лепка или пластилинография)
Что было самым сложным в работе? (ответы детей)
Что вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей)
Кто-нибудь запомнил названия бабочек? (капустница, лимонницы, крапивницы)
Бабочки получились как настоящие. Все молодцы, занятие окончено.
Пятница 22.05.2020
Познавательное развитие
Ознакомление с миром природы
Тема: «Насекомые»
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых.
- Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида.
- Подвести к понятию насекомые
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания)
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.
Активизировать словарь: санитары-леса, опыляют, муравейник.
Ход занятия :
Организационный момент. Побеседуйте с ребенком на тему «Насекомые»
Давайте поздороваемся.
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
- Какое сейчас время года?(весна)
- А как вы догадались?( Стало тепло, прилетели грачи, снег растаял, видно зелёную травку).
-Весной, когда на улице становиться тепло, отовсюду: из земли, из коры деревьев, из старых пней выползают различные насекомые. А где можно увидеть много насекомых? (В лесу, в поле, в траве, у водоёмов, на лугу, на клумбе.)
- Насекомых в природе больше всех, их можно увидеть повсюду. Дети: Берёзку, цветы, травку.
Отгадайте мои загадки:
«Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко. Это…»
(Божья коровка).
К нам летит что –то.
«Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделиться медком»
Кто это?
(Пчела).
«Большеглазый самолёт,
Длинный, тоненький живот.
Над лужком летает
Мошкару хватает»
Кто это?
(Стрекоза)
«Шевелятся у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел»
Кто это?
(Бабочка)
- Кто это? Назовите одним словом. (Насекомые)
- Давайте вспомним, каких ещё насекомых вы знаете?
(Комар, муха, кузнечик, жук, муравей, оса.)
Физкультминутка
Представьте себе, что вы – пчёлы. Вечером вы собрались на полянке и уснули. (Дети садятся на корточки и закрывают глаза)
Утром пчёлки проснулись (Встают и протирают глаза)
Улыбнулись, потянулись (Улыбаются и потягиваются)
Раз – росой они умылись («Умываются»)
Два – изящно покружились (Кружатся)
Три – нагнулись и присели (Наклоняются и приседают)
На четыре – полетели. (Летают и жужжат)
- Пчёлки полетали, устали и опять уснули.
- Ребята, давайте вспомним какую пользу, приносят насекомые?
(Служат кормом для птиц, опыляют растения, санитары-леса.)
- Каких насекомых санитаров- леса вы знаете?
(Божья коровка, муравьи.)
- Правильно, муравьи собирают иголки от деревьев, лёгкие палочки и строят из них себе домик – муравейник. Давайте все вместе скажем «муравейник».
- Какую пользу приносят насекомые человеку?
(Пчёлы дают человеку мёд, а мёд – это лекарство и лакомство.)
- Как мы должны относиться к насекомым?
(Не ловить, не топтать.)
Вы, были сегодня активны, все отвечали .Молодцы, занятие окончено.